Многие считают, что в наши дни нет в мире мест, над которыми не пролегали &# 1073;ы авиамаршруты. Самолеты сегодня повсюду и их можно увидеть в небе над дремучей сибирской тайгой и над самыми отдаленными островами Тихого океана. Но все же остались на планете места, где самолетам летать запрещено. Многие сразу же вспомнят о ледяном континенте Антарктиде. Но это не единственн ый регион, закрыт& #1099;й для пассажирских лайнеров. Есть еще один, не столь отдаленный — это Гималаи.
Теоретически летать над Гималайским хребтом можно. Для этого нужно всего лишь получить разрешение у властей Китая. Но это только кажется простой задачей — китайцы крайне неохотно выдают такие документы. Гораздо проще не связыватьс я с бумажной волокитой и просто облететь самые высокие горы Земли с севера или юга. Именно так и делают лайнеры авиакомпаний.< /p>
Проблемы ; с кислородом
Бывают случаи, когда над этими горами лететь все-таки нужно. Такая необходимост&# 1100;, кстати, неред&# 1082;о возникает у ученых. В этом случае придется заняться переоборудов&# 1072;нием самолета. Разрешение могут выдать лишь на те воздушн&# 1099;е суда, чьи кислородные резервуары увеличены. В большинстве пассажирских самолетов запаса кислорода, под& #1072;ваемого в маски при разгерметиза&# 1094;ии салона, хватае& #1090; на 20 минут. Предполагает&# 1089;я, что за это время пилоты смогут снизить аварийный лайнер до высоты, безо ;пасной для человека.
Но для полетов над самыми высокими горами мира такого запаса недостаточно. Наивысшая точка планеты — гора Эверест, высот& #1072; которой составляет 8 848 метров над уровнем моря. Кажется, для современного авиалайнера, л& #1077;тящего на высоте 10 000 метров, а то и выше, горы не помеха. Да, это так, но только в том случае, если полет проходит в штатном режиме.
Чтобы пассажиры не погибли от нехватки кислорода, лет& #1095;икам нужно снизить самолет за 20 минут до высоты 3 000 метров. В Гималаях это возможно далеко не везде. Средняя высота хребта составляет 6 000 метров, а Тиб&# 1077;тского нагорья — 4 400 метров. Да и пересечь на аварийном лайнере хребет «по быстрому» не получится. Это самый крупный по площади горный массив Земли. Он протянулся на 2 500 км с запада на восток и более чем на 1000 км с севера на юг.
Если разгерметиза&# 1094;ия салона произойдет над серединой нагорья, то сам ;олету нужно будет преодолеть 500 км, прежде чем удастся снизиться. Так как скорость пассажирског&# 1086; лайнера редко превышает 850 км/ч, то на это уйдет 35 минут. Очевидно, что 20-минутного запаса кислорода в стандартных резервуарах пассажирам не хватит.
& #1055;оломка двигателя
Разгерметиза&# 1094;ия — не единственн ая опасность, под& #1089;терегающая самолеты на большой высоте. Иногда случается и такое ЧП, как отказ двигателя. Хорошо известно, что это нештатная и опасная, но н& #1077; критическая ситуация. Все современные самолеты могут лететь и на одном оставшемся двигателе. Вот только максимальная высота 10 000 метров для них будет уже недоступна.
При отказе одного из двигателей лайнер переходит в режим OEI — One Engine Inoperative («Один двигате льне работает "). Он может продолжать полет до ближайшего аэродрома, но е ;го возможности сильно ограничены. Потолок в режиме OEI находится в пределах 6000 до 7500 метров. Несложно догадаться, чт& #1086; этого для пересечения Гималаев недостаточно. Только «восьмитысячн иков» в составе этого хребта 14. Если говорить же о горах высотой 7 000 метров и выше, то их бо ;лее сотни.
В случае аварии с двигателем пилоту придется устраивать «гонку на выживание» между горами. В некоторых местах хребта такая гонка возможна. Китайцы вместе с Международн ой ассоциацией воздушного транспорта (IATA) разработали несколько маршрутов для аварийных случаев. Авиакомпании, & #1087;олучившие разрешение на полеты над горами, обязан& #1099; придерживать&# 1089;я этих трасс.сс.
Основной маршрут через Гималаи и Тибетское нагорье имеет индекс L888 и романтичное ; название «Шелковый путь». Рядом находятся и вспомогател ьные маршруты, обоз& #1085;аченные как Y1, Y2 и Y3. Все это пути, которые пилоты могут использовать, & #1077;сли тяга из-за поломки двигателя упадет и придется лететь на опасной высоте.
Поч ;ему не хотят летать над Гималаями
Несмотря на это, над Гималаями летают единицы. Кажется, прямо& #1081; путь значительно снижает расход горючего, и уве ;личенные резервуары для дыхания быстро окупятся. Но дело не только в них. После такой доработки авиалайнер должен пройти сертификацию у регуляторов из США и Европы. Это долго, хлопотн& #1086; и дорого. Да, не нужно забывать еще и про придирчивых китайцев, за ко ;торыми в этом деле всегда последнее слово.
Те, кто выполнили доработку, про& #1096;ли сертификацию и получили разрешение у китайцев, все ; равно не могут летать, когда им вздумается . Перед каждым полетом над Гималаями и Тибетом, нужн ;о официально уведомлять власти КНР за 60 дней. Весь этот комплекс условий работает почти как полный запрет и с проблемам&# 1080; сталкиваться никто не хочет. Лучше потратить пару лишних тонн топлива и облететь горы стороной.
См&# 1086;трите также — 6 причин, почему в авиалайнера х нет парашютов для пассажиров