Сейчас, когда вы читаете это предложение, в  ;воздухе во всем мире находятся 11-12 тысяч пассажирских авиалайнеров. За сутки их число достигает 200 тысяч. Разумеется, не  ;все они находятся в благоприятн ых условиях. Где-то пилотов подстерегает плотная облачность, гд& #1077;-то высокая турбулентнос&# 1090;ь, а где-то и гроза. Что будет, если в самолет во время полета попадает молния? Стоит ли этого бояться пассажирам?
Забегая наперед, скаже& #1084;, что пассажиры в салоне авиалайнера могут даже не понять, что в самолет ударила молния. Экипаж в кабине, скоре ;е всего, услышит приглушенный хлопок. То есть, никаки ;х последствий удар атмосферного электричеств&# 1072; в самолет иметь не будет. Разумеется, ес& #1083;и техника полностью исправна. Но как инженерам удается добиться такого уровня безопасности?< /p>
Идеальный способ обеспечить воздушному судну безопасность в грозу — облететь ее стороной. Но так получается далеко не всегда. Самолет, попав& #1096;ий в грозовое облако, буквал& #1100;но притягивает к себе молнии. Это происходит из-за статического электричеств&# 1072;, накапливающе ;гося на его обшивке из-за трения о воздух, в кот& #1086;ром содержатся частицы пыли.
Согласно статистике, на  ;каждые 2500-3000 часов полета, приход& #1080;тся как минимум один удар молнии. А это значит, что каждый год в такой ситуации оказываются тысячи самолетов. При этом мы не видим новостей о катастрофах , связанных с этим явлением.
Наибольшую опасность для авиалайнеров представляет искра, возникш& #1072;я в топливной системе из-за удара молнии. Но есть и другие риски, связанн& #1099;е с атмосферным электричеств&# 1086;м. Например, молн& #1080;я может вызвать сильное электромагни&# 1090;ное поле, от которо ;го пострадают люди и электроника авиалайнера. Могут оплавиться лопасти винтов или лопатки турбин.
Молниеотво ды
Способы защиты от молнии
Основной способ защиты самолета от молнии — это снятие статического заряда. Он позволяет значительно уменьшить вероятность попадания молнии и ее силу. Для этого на кромках крыльев предусмотрен&# 1099; молниеотводы. Кроме этого, самолет& #1099; покрывают особой краской, в сост ;ав которой входят антистатичес&# 1082;ие компоненты. Еще в современных воздушных судах есть специальное оборудование, & #1075;енерирующее заряд обратной полярности. Он помогает компенсирова&# 1090;ь статическое электричеств&# 1086;.
Точно известно, что чаще всего молния попадает в носовую часть самолета. Инженеры конструируют эту часть лайнера так, чтобы заряд пробегал по обшивке, не & #1087;ричиняя вреда жизненно важным системам. Когда-то фюзеляжи самолетов изготавливал&# 1080; из легких сплавов, и это помогало решать проблему.
Но сегодня все чаще используются композитные материалы, хор& #1086;шо накапливающи&# 1077; статические заряды. Поэтому приходится искать нестандартны&# 1077; решения и разрабатыва ть новые технологии. Например, в сос ;тав композита добавляют металлически&# 1077; волокна. Двигатели, каб& #1080;ну и топливные баки защищают сетками из металлов, им ;еющих хорошую проводимость. Для этих целей идеально подходит медь.
Это тоже элементы молниезащиты
Серьезную проблему представляли пустеющие по мере расхода топлива баки. Пустой объем собирал взрывоопасны&# 1077; пары горючего. Эту проблему тоже решили. В современных самолетах пустота заполняется безопасными инертными газами, которы& #1077; не горят. Так что во время полета можно не бояться молний. Гораздо опаснее для самолета сильная турбулентнос&# 1090;ь, возникающая ; при его попадании в плотную облачность.
&# 1057;мотрите также — После разряда — что происходит с человеком, в & #1082;оторого ударила молния