Пилатусбан считается самой крутой железной дорогой в мире. Весь маршрут от города Альпнахштадт до вершины горы Пилатус поезд проходит за полчаса, дел ;ая пару остановок по пути. Самый опасный участок железной дороги Пилатусбан — в конце, когда поезд въезжает в тоннели, а ту& #1088;исты судорожно вжимаются в кресла.
Вот здесь начинается настоящий швейцарский экстрим.
Пилатус — это горный массив в Швейцарских Альпах, одно из тех мест, где «надо побывать». Добраться до вершины горы можно тремя способами: по з ;убчатой железной дороге (из Alpnachstad), по канатн&# 1086;й дороге (из Kriens) или пешком. Любой из способов подъема оставит незабываемые впечатления, г& #1083;авное — угадать с погодой. А она здесь переменчива — дождь может сменить солнечную погоду без предупрежден&# 1080;я, и наоборот. И это порой по несколько раз за день.
Пилатусбан — старая железная дорога, ее откр ;ытие состоялось в 1889 году, а в 1937-м она была электрифицир&# 1086;вана.
Строительств&# 1086; железной дороги осуществляло&# 1089;ь по проекту инженера с говорящей фамилией Эдуарда Лохера. Интересен факт, что, когда он предложил проект конструкции с двумя горизонтальн&# 1086; движущимися зубчатыми колесами, его назвали чудаком. Сегодня же система Locher — одна из распростра ненных конструкций зубчатых зацеплений на железных дорогах.
Для справки: зубча& #1090;ая железная дорога — рельсовый вид транспорта, мо& #1090;орные вагоны (или локомотив) которого оснащены одним или несколькими зубчатыми колесами. Они включаются во время движения. Между обычными рельсами уложена зубчатая рейка, с которо ;й сцепляется зубчатое колесо локомотива (или вагонов). Такая технология обеспечивает лучшее сцепление с рельсами при подъемах на уклонах до 16% и более (для сухих усло& #1074;ий) и до 14% (при вл ;ажныхусловия& #1093;).
В настоящее время в мире насчитываетс&# 1103; более 150 зубчатых железных дорог. Эксплуатируе&# 1084;ых постоянно (зимой и летом) — около 60 дорог. 50% всех действующих дорог приходится на Швейцарию.
У этой страны самый продолжитель&# 1085;ый опыт эксплуатации таких дорог, самый современный подвижной состав собственного производства и самые крутые дороги (28% и 48% уклона). Кроме того, швейцарс& #1082;ие дороги в большинстве своем прибыльны и рентабельны .
< /p>Похвастаться зубчатыми дорогами также могут Австрия, Герма& #1085;ия, Венгрия и ряд латиноамерик&# 1072;нских стран (Бразилия, Вене суэла, Чили).
Используют их как способ перемещения по туристичес ким маршрутам в гористой местности или как городской пассажирский транспорт (например, в Бу&# 1076;апеште, Цюрихе ;илиШтутгарте) . На территории России зубчатые железные дороги отсутствуют.
< /p>По маршруту Пилатусбан курсируют 10 вагонов вместимостью 40 человек каждый. Максимальная пропускная способность дороги — 340 человек в час. Средняя скорость движения — 9-12 км/ч.
Внутри вагонов чистота и интерьер в стиле 50-х годов прошлого века. В глаза сразу бросаются ручные стеклоподъем&# 1085;ики и надпись «Не высовыват&# 1100;ся из окон». Это важно — есть участки дороги, где, выт янув руку из окна, можно сорвать горные цветочки или прикоснуться к скале.
Сидеть в вагоне нужно лицом к вершине Пилатус. С левой стороны — пейзажи гор, скал, лугов , лесов, а с прав ой к ним добавляется потрясающий вид на озера и населенные пункты.
< /p>
< /p>Ну и вокруг, ка& #1082; и по всей Швейцарии, слы& #1096;ен звон колокольчико&# 1074; пасущихся коров. Те, кому интересен процесс управления поездом, могут сесть в первый вагон и наблюдать за работой машиниста.
30 минут в пути пролетают мигом. По маршруту поезд делает непродолжите&# 1083;ьные остановки.
< /p>Одна из них, на стан& #1094;ии Amsigen, длится пару минут — здесь у фермеров можно купить сыр. Но не как в России — из окошка поезда или на перроне, а п& #1088;ойти в домик, продег ;устировать сы ;р. Только поезд дегустаторов не ждет, им при& #1076;ется добираться на следующем по расписанию поезде.
< /p>Завершающий отрезок маршрута самый захватывающи&# 1081; — это проезд через тоннели, выдол& #1073;ленные в скалах, это те самые уклоны в 48%, это обрывы в десятки метров высотой в метре от поезда.
< /p>В голове сразу возникает вопрос: «Как долго мы будем лететь, если откажут тормоза?» Шутка! Мысли о другом — не выронить б&# 1099; фотокамеру и не сломать б ы шею при въезде в очередной тоннель. Единственный минус от поездки по дороге, на к& #1086;торый, впроче&# 1084;, не обращаешь внимания, — это шум зубчатых колес.
На вершине горы Пилатус Кульм чего только нет — отели, рестора& #1085;ы, кафе, сувени& #1088;ные магазинчики, о& #1090;крытые и крытые смотровые площадки и пять пешеходных троп с перепадом высот до 60 м.
Чем заняться: разг& #1083;ядывать пейзажи за окном и щелкать затвором фотоаппарата во время поездки на поезде по железной дороге Пилатусбан.
Как добраться: Аль& #1087;нахштадт находится у подножья горы Пилатус. Добраться до Альпнахшта дта можно на поезде из Люцерна (около 30 минут) ил ;и на пароме от причала № 2 (1 час).
Экипировка: не& #1089;мотря на соблазн протянуть руку и сорвать альпийский цветок, из окна ; высовываться нельзя.
< /p>Инфраструкту&# 1088;а: поезд состоит из 10 вагончиков ;.
Как улучшить впечатления: в& #1099;йти на одной из промежуточ ных остановок и купить сыра у местных фермеров. Правда, тогда придется задержаться и сесть уже на следующий поезд.
Стоимо&# 1089;ть входа: 68 швейцар ских франков.
График работы: с 8:10 до 17:50. Обратно последний поезд уходит в 18:45.
Где переночевать: & #1074; городе Люцерн или в отеле на вершине горы Пилатус.
Что привезти на память: сыр от местных фермеров, множ& #1077;ство фотографий и впечатлений .
Смотрите также:
Самые страшные железные дороги со всего мира,
Плацкар&# 1090; в японском ночном поезде Sunrise Izumo,
Как в поездах появились подстаканник&# 1080; и какое отношение к этому имеет царь Александр III